Эскизы у маститых

Рубрика Uncategorized

Недавно мне довелось побывать на увлекательной лекции всеми любимого Сергея Темерева, известного художника-акварелиста, доцента Академии им. Штиглица в Санкт-Петербурге (www.temerevart.com). Сергей прекрасный расказчик, лекция была увлекательной! Но когда в конце, как бы мимоходом, он вытащил маленький блокнотик для эскизов с черно-белыми рисуночками, зал прямо выдохнул: «А, так вы тоже используете эскизы в работе?!!» Сергей недоуменно: «Ну конечно)».

А дело в том, что на своих мастерклассах он никогда не делал на этом акцент, а готовил себя к работе так: в углу обширного подноса, который служил ему палитрой, легко мазюкал несколько невнятных пятен, утверждая, что это и есть эскиз. Других, как таковых, никто не видел.

IMG_9192 

Это я рассказываю к тому, что все-таки работа с предварительными эскизами для нас (не важно каких — начинающих, продолжающих), художников, невероятно важна, раз уж такие мэтры считают это само собой разумеющимся.

Почему я поднимаю этот вопрос? Потому что часто сталкиваюсь в своей работе с тем, что новички не придают значения эскизам, не представляя порой, зачем они вообще нужны. А ведь в них — та часто огромная предварительная часть работы, которая не видна. И чем качественнее она сделана, тем успешней работа на выходе. Поэтому предлагаю всегда присматриваться к этому аспекту работы продвинутых живописцев.

Сергей, кстати, продемонстрировал этот небольшой блокнотик из простой бумаги и аквабраш от Pentel, который ему очень нравится, заправленный «чем-то акриловым», как он выразился. Это нечто уже было куплено в таком заправленном виде и дает возможность использовать и тонкую линию, и пятно, и сухую кисть. Для него, как я поняла, эскиз служит для фиксирования идеи (как записная книжка), поиска композиции и тонового разбора.

А теперь посмотрите, как отличаются от эскизов С.Темерева эскизы А.Воцмуша. Мне удалось посмотреть, как работает Воцмуш и поучиться у него на МК в 2015г.

image-20-01-15-11-02-7

 

IMG_0803

Для Александра Воцмуша это, в первую очередь, поиск или фиксирование идеи — выхватывание и своеобразная ловля мыслей, витающих вокруг. Александр использует простую черную гелевую ручку.

А вот для Мигеля Линареса (была на его МК весной 2016г.) это уже более привычный для нас тональный разбор с поиском удачной композиции, с разбором по планам, поиском выразительности. И опять и опять у него, так же, как и у других художников, звучала мысль об обязательности и важности такой предварительной работы.

IMG_1836

 

IMG_1786

Друзья, если и вы занимаетесь живописью — не важно, самостоятельно ли, как хобби, или целенаправленно и вполне профессионально, предлагаю еще раз подумать о месте эскиза в вашей работе! На самом деле тема, как вы понимаете, обширная и очень интересная. Эскизы художников можно изучать отдельно, как самостоятельное направление, и открывать для себя новые подходы и методы в творческой работе.

Если вам интересно углубиться в эту тему, предлагаю вашему вниманию статью «Гризайль в пяти тонах» Тома Хоффманна из его книги «Как понять акварель» (издательство МИФ, Москва, 2017г.)