678

Как рисовать воду: по материалам акварельного мастер класса «Лодочка в тиши»

Рубрика Мастерклассы

 

Материалы:

  1. Бумага «Мулин дю руа» гран фин, холодного прессования, 300 г/м
  2. Краски «Невская плитра»
  3. Широкая плоская палитра
  4. Кисти:
  • Флейц щетина
  • Флейц синтетика
  • Плоская синтетика со срезанным краем
  • Микс белка+синтетика
  • Микс колонок +синтетика
  • Кисть с длинным ворсом (такелажная)
  1. Маскировочная жидкость
  2. Достаточно большая емкость для воды
  3. Бумажное полотенце

image-05-10-15-11-02

* * *

Предлагаю изучать, как делать подобные пейзажи следующим образом. Первое – для начала изучать работы известных художников, задавая себе вопросы: какие приемы были использованы? Каков был порядок действий? Что художник сделал сначала, что потом? Какова раскладка по тону и почему? Пытаться повторить. Рассматривая работы зрелых художников, проще понять алгоритм их действий и выработать согласно определенной логике свой.

Второе – самостоятельная работа. Перед тем, как выходить на пленер, стоит рисовать дома, студийно, используя фотореференсы. Желательно задолго до начала рисования изучить картинку и сначала продумать композицию. Продумать следующие вопросы:

  • Композиция. Где будет линия горизонта? Стоит ли добавить или убрать какие-либо объекты? Сдвинуть их? Ни в коем случае не воспринимать фотографию как беспрекословный призыв к действию.
  • Какова раскладка по тону? Что чего светлее/темнее?
  • Продумать и составить заранее чисто технический алгоритм действий, даже проговорить его (сообразно главному принципу акварели «от светлого к темному»). Дело в том, что в процессе непосредственной работы скорей всего некогда будет долго раздумывать в какие-то моменты, а надо будет довольно быстро действовать.

Третье – развивать  память и наблюдательность. Замечать и составлять для себя «каталог» различных состояний природы (в данном случае, воды: «зеркало», бликование («зайчики» или целые пространства), течения, рябь, плавные волны, резкие волны и т.п.)

Четвертое – пленэрная работа (но это отдельная песня).

* * *

Итак,  на просторах интернета я подобрала для занятия два фото (благодарность авторам – логотипы не удаляю, дабы все по-честному). Т.к. фото находятся в свободном доступе на всеобщем обозрении, считаю, что могу ими воспользоваться в благих целях.

  image-06-10-15-11-25-1  image-06-10-15-11-25

На одной фотографии мне понравилась вода – очень красивое ее состояние, такое классическое, и в то же время простое, на котором можно понятно объясниь принципы ее изображения. Но фигурка человека тут для нас лишняя, изображать мы ее не будем. Поэтому я подобрала еще одну фотографию, с лодочкой, в схожем состоянии погоды/природы. Т.е. небо, воду и дерево мы возьмем с одной фотографии, лодочку с другой, выстроив более-менее гармоничную композицию.

Мы сделали карандашный набросок, наметив только линию горизонта и контуры лодочки (без отражения). Обращаю внимание на то, что линия горизонта идеально ровная, выше середины листа бумаги, т.к. главное внимание у нас будет обращено на воду, а не на небо.

Далее мы изучаем натуру и выстраиваем в голове алгоритм действий. Важно сделать это до начала работы, т.к. потом надо будет следить за состоянием влажности бумаги, а не думать, какую краску намешивать.

Анализируем следующее:

  • Какие самые светлые и самые большие и мягкие размывки мы можем дать для первого слоя прописки?
  • Какого цвета и каким образом мы получим нужные растяжки?
  • Какие объекты с мягкими краями мы сможем написать по подсыхающей, но еще не до конца подсохшей поверхности?
  • Что можно написать вторым слоем по-сухому?
  • Какие кисти для какого этапа будем использовать?

Приступаем.

Первым делом я решаю замаскировать лодочку маскировочной жидкостью. По большей частью для того, чтобы участники мастер класса не отвлекались на нее во время прописки воды, сосредоточившись на красивых размывках.

Первая заливка – по мокрому. Т.к. я использую относительно большой формат бумаги (в склейке это нестандартный А3 – чуть больше), я с «небом» и «водой» работаю по отдельности, т.к. есть вероятность, что нижняя часть листа успеет высохнуть, пока мы до нее доберемся.

Относительно неба предварительные ответы на вопросы у меня будут следующие (новичкам предлагаю проговорить вслух, размышляя):

  • Изначальная размывка оранжевого цвета с плавным переходом-растяжкой в темный цвет неба – это первый слой.
  • Делаем мы ее по сырому, наклонив планшет от себя, от горизонта вверх наносим желто-оранжевую краску (приблизительно это кадмий желтый средний+неаполитанская желтая+алый, справа добавить кармина). Далее делаем растяжку в индиго. «Мягкий» желто-оранжевый и «мягкий» индиго на стыке, при соединении, дадут зеленоватую переходную полосу, которую мы уведем кверху в темный индиговый цвет.
  • Облака напишем по влажной, еще не досохшей поверхности, но влажность бумаги уже не должна быть очень сильной – только чтобы края облаков оказались слегка мягкими, и краска, не растекаясь особо, лежала там, где мы ее положили. Для облаков: кобальт+индиго+сепия=серо-голубоватый цвет.
  • По сухому в небе ничего не пишем.
  • Для увлажнения бумаги и размывок используем широкий флейц, для облаков – круглый колонок или белку №8.

 

Действуем. Широким флейцем (у меня синтетический) хорошо смачиваем бумагу выше линии горизонта. Далее – согласно вышеописанному алгоритму. Обращаем внимание на то, чтобы самый яркий желто-оранжевый цвет был правее, в месте захода солнца за горизонт, чтобы не было полосатости в небе, стараемся сделать плавные переходы. Следим за состоянием влажности бумаги. Если бумага начала подсыхать, не делаем размывку (прекращаем елозить)! Нам нужно успеть все сделать до того, как бумага высохнет. В противном случае мы получим некрасивые разводы. По подсыхающей, но еще влажной бумаге, прописываем облака. Т.к. главный акцент картины у нас будет на воду, с облаками мы не перебарщиваем, одного легкого слоя набрасывания формы будет достаточно.

Если с небом мы закончили, стоит подождать, пока оно высохнет или воспользоваться феном.

Таким же образом приступаем к написанию воды.

  • Первая размывка по сырому у нас будет желто-оранжевое отражение неба у горизонта и плавный переход к серо-синему цвету к нижнему краю листа. Здесь можно будет использовать флейц или большую (№14) белку.
  • Цвет – похожий на небо, т.к. это отражение.
  • Чтобы создалось впечатление перспективы, уходящего вдаль пространства, нужно сделать усиление цвета к нижнему краю листа, т.е. «к нам» — растяжку от светлого к более темному. На переднем плане мы видим все в более ярких и насыщенных цветах. Мягкие крупные волны на переднем же плане проводим по еще влажной (чуть менее влажной, чем первая заливка) поверхности. Для этого нам понадобится большая круглая кисть – колонок или белка. Плоской синтетикой со скошенным углом проводим тонки мелкие волны на среднем плане. Следим за тем, чтобы они не оказались ярче, чем волны на переднем плане, т.к. все, что уходит вдаль, становится мельче и светлее.
  • Вторым слоем, по сухому, прописываем отражения облаков, течения у горизонта (используя прием сухой кисти, легко касаясь).
  • Снимаем маскировочную жидкость с лодочки и прописываем ее, пытаясь показать фактуру и соблюдая ее тон – более темный, чем поверхность воды. Изображаем отражение ее в воде.
  • С помощью кисти с удлиненным ворсом прописываем растущее из воды дерево прямо без карандашного наброска, легкими живыми линиями, и вибрирующее отражение его в воде.

image-24-11-15-12-41-3

 

image-24-11-15-01-04

 

image-24-11-15-01-25